Есть вопросы? Звоните!

+7 (499) 340 09 04

С 10 до 23 без выходных

Организатор - Лаборатория Научного Творчества СУНЦ МГУ

Цифровая лаборатория Vernier

Как известно физика – экспериментальная наука. Цифровая лаборатория, основанная на датчиках Vernier, позволяет диагностировать состояние исследуемого объекта. Данные эксперимента обрабатываются и выводятся на экран в реальном масштабе времени и в рациональной графической форме, в виде численных значений, диаграмм, графиков и таблиц. Основное внимание исследователя при этом сосредотачивается не на сборке и настройке экспериментальной установки, а на проектировании различных вариантов проведения эксперимента, накоплении данных, их анализе и интерпретации, формулировке выводов. Задача спецкурса обучить учащихся получать интересные открытия известных и неизвестных им явлений, используя цифровые лаборатории Vernier.  

Химия

Спецкурс "Химия" предоставляет широкие возможности для научной и исследовательской деятельности. Оснащение лабораторий позволяет проводить не только простейшие реакции, но и сложные органические и неорганические синтезы, аналитические исследования различных образцов и сред, работы по физической и коллоидной химии, а также многое другое. Тесное сотрудничество с биологическими, биохимическими, конструкторскими и электронными лабораториями позволяет делать проекты на стыке наук, где на сегодняшний день и происходят основные открытия.

Помимо получения практических навыков дети осваивают серьёзную теоретическую базу, которая позволяет полно и правильно понимать процессы, наблюдаемые на практике, объяснять механизмы и пути протекания химических реакций, смотреть на окружающий мир с научной точки зрения.

Физика

Под руководством опытных преподавателей, ведущих собственную научную деятельность на физическом факультете МГУ, старшие школьники выполнят исследовательские проекты по физике. Дети решают интересные задачи, точные ответы на которые не торопятся дать порой даже преподаватели.

Для достижения поставленной цели ребята могут использовать не только подручные средства (которых, кстати, часто хватает для постановки эксперимента), но и современное оборудование, которым обладает наша Школа. К нему относятся всевозможные датчики, скоростная камера, паяльные принадлежности и другие инструменты.

В процессе решения выбранной задачи ученикам нередко приходится ознакомиться с ранее неизвестными для них разделами физики. Хотя многие ребята быстро учатся находить необходимую информацию, научные руководители всегда готовы прийти на помощь и объяснить наиболее сложные теоретические вопросы.

Многие проекты спецкурса «ФИЗИКА» не ограничиваются рамками смены в летнем научном лагере – часто школьники продолжают работу над ними в учебном году, участвуя в разных интересных мероприятиях: в Турнире Юных Физиков (это международное соревнование, входящее и в перечень олимпиад школьников в России), в Фестивале Науки в МГУ, в конкурсах научных работ школьников.

Введение в разработку программного обеспечения

Данный спецкурс создан на основе спецкурсов: “Программирование” ; “Информатика” и является их слиянием со значительными обновлениями.

На спецкурсе ученики побудут в роли разработчиков программного обеспечения. Они научаться грамотно искать информацию в интернете, читать документацию,  улучшат свои навыки написания кода и тестирования программ, изучат методы и инструментальные средства, применяемые в разработке программного обеспечения, получат представление о современной разработке ПО и работе программиста.

На спецкурс приглашаются ребята, уже имеющие определенный опыт и навыки в программировании. Им будет прочитан краткий курс, на котором они расширят и углубят свои знания, а затем приступят к выполнению сложных проектов, с которыми в дальнейшем можно будет участвовать в конференциях.

Выпускники спецкурса принимали участие и занимали места в крупных международных и всероссийских конференциях школьников: Ученые Будущего, Балтийский научно-инженерный конкурс, Юниор, Шаг в Будущее, Intel-Авангард, Intel ISEF.

А для ребят, которые только начинают свой путь в этой области, создан курс интенсивного обучения. После прохождения этого курса ребята узнают для себя много нового и интересного, получат ценный опыт, поймут в каком направлении им интереснее развиваться и успеют выполнить несложные проекты.

Преподаватели спецкурса: Руденко Георгий, Байгушев Данила.

Инжиниринг

Мы будем строить роботов и другие электронно-механические устройства. Будем пилить, крутить гайки, разрабатывать с нуля печатные платы, делать механическую начинку роботов, паять микросхемы, и программировать микроконтроллеры. C их помощью соберём несколько весёлых роботов. Приходите, будет интересно.

Биохимия с основами санитарно-экологической экспертизы

В лаборатории школьниками осваиваются титриметрические, спектрофотометрические и некоторые другие количественные методы изучения биоорганических молекул – белков, липидов, углеводов, ферментов, витаминов, антиоксидантов. Помимо количественного определения внимание уделяется проведению качественных реакций на наличие вышеперечисленных веществ. В ходе лекций ученикам даются теоретические основы строения и функций биологических молекул. Проводится санитарная экспертиза продуктов питания, воды и косметических препаратов на предмет наличия в них микроорганизмов. Оценивается качество этих продуктов и наличие в них необходимых количеств полезных для здоровья человека веществ и отсутствие нежелательных.

Электроника

Ученики спецкурса окунутся в мир электронных приборов и программирования Arduino и узнают об основных принципах их работы, познакомятся с основами проектирования различных электронных систем, после чего попробуют себя в роли настоящих разработчиков и создадут собственный гаджет. В процессе им предстоит многому научиться, а именно: изучить основные компоненты электроники и электронные схемы, освоить азы пайки, а также постигнуть процесс изготовления плат и научиться программировать контроллеры. Каждый ученик спецкурса сможет выбрать себе занятие, которое будет ему самым близким по духу и сделать проект, совмещающий электронику и программирование в равных частях или же выбрать такой проект, где одна часть будет преобладать над другой.

Биология

На биологии ребята лично знакомятся с флорой и фауной лагеря, узнают много занимательных фактов о жизни растений, а также микромире простейших, осваивают навыки обращения с разными животными: птицами, млекопитающими, рептилиями, амфибиями и даже беспозвоночными. Кроме этого, ребята учатся пользоваться настоящим биологическим оборудованием: моно- и бинокулярами, хирургическими скальпелями и препаровальными иглами, чашками Петри и так далее, включая общелабораторное оборудование и химические реактивы. Они знакомятся с множеством хитрых приемов: как понять язык животных, как определить почву и экологическую обстановку по растениям, как увидеть бактерии в обычный микроскоп. Во время занятий дети учатся обращать внимание на незаметные постороннему человеку, но удивительные детали растительных и животных сообществ, разбираться в травах нашей полосы – лесных и полевых, ярких и невзрачных, ядовитых и съедобных. Дети могут под чутким руководством преподавателей самостоятельно собрать себе формикарий и аквариум, вырастить бактериальную культуру или удивительные растения, получить из них волокно или, скажем, крахмал, получить питьевую воду из обычной лужи и сделать еще множество удивительных вещей!

Биология развития

Изучение развития организмов началось ещё в античную эпоху. Со временем данная область знаний начала расширяться и из классической эмбриологии, превратилась в комплекс смежных дисциплин, получивших название Биология развития. На данном спецкурсе нам предстоит ознакомиться с процессом индивидуального развития позвоночных и беспозвоночных животных, некоторыми аспектами репродуктивных технологий, используемых в клиниках экстракорпорального оплодотворения для преодоления проблем бесплодия. Также мы поговорим о регенеративной медицине и стволовых клетках.

Практическая часть в зависимости от сезона включает в себя эксперименты с традиционными объектами биологии развития - икрой рыб и амфибий, также участникам школы будет предложен ряд задач по изучению некоторых физиологических функций человека.

Ракетостроение

Курс предполагает проектирование, разработку, моделирование и проведение испытаний как уже известных образцов, так и совершенно новых, создаваемых школьниками непосредственно во время занятий. В процессе проведения курса ребята осваивают теоретическую базу, как, например, принципы реактивного движения, аэродинамика крыла, герметизация соединений и выбор формы сопловой части; применяют физические формулы и законы для расчёта дальности полёта снаряда, предсказания траектории и поведения при снижении. Помимо моделей ракет дети учатся создавать парашютные системы, экспериментальным путём находить образец с наибольшим сопротивлением воздуха, крепить стропы и складывать парашют. Ракеты используются и в исследовательских целях: например, мини-камера, крепящаяся на корпус различных типов ракет, позволяют наблюдать за полётом с самого снаряда и оценивать высоту подъёма и геологическую обстановку. Возможность создавать проекты самой различной степени сложности — от простейших установок, основанных на воспламенении паров спирта, до комплексных систем "ракета + пусковая установка" с применением ступенчатых твёрдотопливных двигателей с таймером выброса парашюта — делают курс интересным и познавательным для школьников всех классов.

Микробиология окружающей среды

В данном курсе будем осваивать методы: микроскопия, посев на питательные среды, определение активности микробных сообществ и др., а затем с их помощью – выполнять исследовательские работы по диагностике состояния окружающей среды. 

Практическая химия

Как показал опыт прошлого года, в основном это будет аналитическая химия, с элементами органической и физической. Три коня, которые нас вынесут – ионометрия, спектроскопия и хроматография ;) Главное, научиться за ними ухаживать ;)

Ботаника, водная экология

Научно-исследовательский проект «Мониторинг водных объектов» по изучению наличия в водотоках и водоемах видов-индикаторов беспозвоночных, которых можно увязать с различными степенями качества воды, связан с реальными проблемами загрязнения окружающей среды, которые представляют очевидный интерес не только для науки, но и для всего общества, в котором мы живем. Проект вполне доступен для реализации его школьниками. В настоящее время в МГУ разработана доступная методика и у нас с вами появилась реальная возможность осуществить подобный проект в масштабах Европейской части России.

По ботанике мы освоим основной метод геоботанического описания участка леса (луга) и используем его при исследованиях флоры и растительности в самых разных направлениях по желанию юного исследователя природы.

Гидроботаника; лесная энтомология; экология

Учитывая довольно слабую изученность флоры и растительности водотоков и водоёмов на широких просторах нашей страны, гидроботанические исследования весьма актуальны. Особенно мало изучен растительный покров ручьёв, малых и средних рек, локальных прудов и многочисленных стариц, составляющих основу гидрографической сети регионов. Гидроботанические методы исследований в большей степени доступны для использования их школьниками, чем традиционные гидробиологические методики. Сам объект исследования тоже нагляден и доступен для детских исследований. Исследовательские работы по этому направлению имеют высокий потенциал при представлении на детских научно-исследовательских конференциях и конкурсах.

Проблема повреждения подмосковных хвойных лесов короедом-типографом стоит очень остро последнее десятилетие. Огромные пространства ельников в Подмосковье засыхают на корню, с короедом-типографом ведется интенсивная борьба с помощью феромонных ловушек, но гибель лесов продолжается. В основном, засыхают участки "чистых" ельников старшего возраста (120 лет и старше). Изучение этой проблемы актуальная задача для любого исследователя.

Занимательная физика

Отличительная особенность курса "Занимательная физика" для младшей группы школьников — пользование на занятиях исключительно подручными средствами. Никаких заумных приборов, принцип действия которых непонятен даже старшим школьникам — только воздушные шарики, шприцы, трубки, палочки и другие повседневные предметы.

Казалось бы, ну что можно сотворить с этими вещами?.. Оказывается, почти всё! Огромное количество физических явлений можно показать, используя только подручные средства. Нужно только правильно подойти к эксперименту и задавать природе "правильные вопросы". В этом ребятам поможет преподаватель, а вот проводить эксперименты — задача самих юных исследователей.

Впрочем, мальчики и девочки не грустят по поводу работы, которую им приходится выполнять на занятиях. Напротив, они радуются тому, что, в отличие от "обычных" школьных уроков на "Занимательной физике" им предоставляется возможность стрелять из самодельных пушек, выдувать мыльные пузыри, катать шарики и делать много других увлекательных вещей, которые приобретают новый, удивительный смысл, если смотреть на них с точки зрения исследователя законов природы.

Занимательная математика

Математика может быть интересной! Например, умеет ли кто-то в вашей семье пользоваться абаком (или "счётами")? А, между прочим, многие специалисты указывают на связь быстрого счета "в уме" с умением пользоваться этим, казалось бы, уже устаревшим инструментом. Разный уровень подготовки учеников не помешает им решать увлекательные задачки на логическое мышление или устный счёт — навыки, которые чрезвычайно важны для развития ребёнка и дальнейшего успешного обучения в школе.

На спецкурсе дети научатся быстро выполнять в уме арифметические операции с двухзначными и трехзначными числами, а также поучаствуют во многих математических конкурсах и разгадают секреты некоторых математических фокусов.

Английский язык

Разговорная практика английского языка с использованием коммуникативного подхода, чтение и анализ текстов, аудирование, повторение и закрепление базовых грамматических конструкций. Спецкурс может быть ориентирован на разную аудиторию – как для желающих подготовить свою презентацию на английском языке, так и для тех, кто хотел бы просто пообщаться и обсудить разные проблемы по-английски.

3D моделирование

На спецкурсе по 3D-моделированию мы освоим программу твёрдотелого 3d-моделирования SolidWorks. Будем создавать различные механизмы, и будем моделировать их движение. Ну а что это за модель, если её нельзя повертеть в руках?! Поэтому после того, как всё спроектировано, в дело вступает 3D-принтер. В итоге мы научимся создавать «с нуля» различные сложные, и не очень, устройства. Так как в данный момент 3D-принтеры завоёвывают всё большую и большую популярность, то навыки работы с ними, а так же навыки компьютерного проектирования станут весьма ценным подспорьем в дальнейшей жизни.

Конструирование

Данный курс поможет приобрести необходимые навыки и повысить мастерство учащихся в работе с ручным инструментом по обработке материалов. Курс включает в себя изучение базовых приемов и методов столярного и слесарного дела. Предполагается выполнение индивидуальных и групповых проектов разного уровня сложности, в которых ученики смогут на практике применить полученные знания и попробуют себя в роли настоящих инженеров. Курс развивает творческое мышление, эстетический вкус, коммуникативные и регулятивные навыки. На спецкурсе будет интересно учащимся всех возрастов и с различным уровнем подготовки.

Занимательная химия

Курс "Занимательная химия" проводится  для младших школьников. Конечно, в таком возрасте дети еще далеки от понятия "естественные науки", поэтому первое их знакомство с химией проходит в интерактивной форме и основывается на понимании взаимосвязи между наукой и бытом. На прошлых школах ребята перевоплощались в сыщиков, снимающих отпечатки пальцев, искали преступника, который навел беспорядок в лаборатории. С помощью игр они прекрасно овладевали материалом, который с трудом понимают по учебникам некоторые старшие школьники.
На спецкурсе можно не только приобрести навыки работы с химической посудой, реактивами, но и развить своё воображение и фантазию, взглянуть на привычный мир под другим углом. Ведь химия - бесконечный простор для творчества, где всё ярко и удивительно!

Астрономия

Астрономический спецкурс посвящает будущих ученых в тонкости этой науки и каждому предоставляет шанс сделать настоящее открытие. Изюминка астрономического спецкурса 2016 года — проект «Открытие за неделю», разработанный нашими преподавателями совместно с фондом поддержки образования «Ноосфера».

Юные астрономы выполняют научную работу, посвященную открытию новых переменных звезд. Ребята осваивают азы астрономии, обучаются работать с профессиональными астрономическими программами и в течение нескольких дней занятий открывают переменные звезды, определяют тип новых объектов и регистрируют их в международной астрономической базе данных. В увлекательном процессе научного поиска им помогает методическое пособие, а также серии снимков звездного неба, специально заказанные на телескопах сети iTelescope.Net в Австралии.

Не ограничиваясь серьезной наукой, ребята на нашей школе наблюдают в телескоп небесные объекты: днем — пятна на Солнце, ночью — звезды, туманности, кольца Сатурна, лунные горы и кратеры. Невооруженным глазом они обнаруживают созвездия (среди которых выявляют самые общительные) и охотятся за сгорающими метеорами.