Email: fn@lanat.ru

Адрес: Поселение Воскресенское, Варшавское шоссе, 28-й километр, 5, корп. 16

Вопросы? Звоните!
+7 (916) 777-98-72

с 10:00 до 21:00 без выходных

23 августа. Открывая новые звезды

Астрономия – еще один новый спецкурс в программе Летней школы. Преподаватель ГАИШ (Государственный астрономический институт им.Штернберга) Денис Владимирович Денисенко приехал в Школу с личным телескопом. По вечерам он выносит этот двадцатишестикилограммовый аппарат, чтобы у ребят была возможность собственным глазами посмотреть на космические объекты. Например, автору этих строк посчастливилось увидеть Сатурн, шаровые скопления звезд и галактику Андромеды. Ассистирует Денису Владимировичу его жена Ирина Петровна.  Мы не только поучаствовали в вечерних наблюдениях и настройке телескопа, но и задали преподавателю несколько вопросов.

— Денис Владимирович, хотелось бы узнать, какие дети записались на Ваш спецкурс – это были люди, уже имевшие представление об астрономии как науке, или же все-таки кто-то начинал с нуля? Какого прогресса удалось достичь Вашим ученикам?


— Ребята пришли очень разного возраста, один мальчик только перешел в третий класс, другая девочка – в десятый. Естественно, у них разный базовый уровень знаний, но на удивление все дети оказались очень заинтересованные, целеустремленные, увлеченные, нацеленные на исследовательскую деятельность. Многие добились реальных результатов к концу смены, и удивительно, что младшие не только работали наравне со старшими, но и даже превзошли некоторых старших ребят. Это было очень неожиданно и приятно.

Что касается результатов, которыми можно гордиться, то это, в первую очередь, то, что девятиклассница Маша Рязанцева открыла новую переменную звезду, самостоятельно действуя с данными наблюдений телескопов системы МАСТЕР Московского университета. После нескольких дней напряженной работы она, наконец, обнаружила новый объект, меняющий свою яркость, свой блеск – звездную величину, как говорят астрономы, который не был ранее известен как переменная звезда.

Мы проверили каталоги звезд и обнаружили, что ранее об этой звезде не сообщалось как о переменной, и отправили сообщение об этом открытии в Международный реестр переменных звезд. После одобрения модераторами эта звезда должна добавиться в список, и люди будут знать, что Мария Рязанцева открыла новую переменную звезду в созвездии Орла. И если кто-то обнаружит ее вновь, то он будет знать, что до этого ее нашли российские школьники.

Кроме того, мы занимались не только поиском и открытием новых переменных объектов, но и проводили теоретические занятия. Ребята узнали много нового о том, какие бывают объекты во Вселенной, о масштабах различных небесных тел, о физических процессах, происходящих в них. Мы искали вспыхивающие взрывные объекты, и ребята составили представление о том, какими они бывают: новые, карликовые новые, сверхновые, квазары и, возможно, какие-то другие. Это все им было интересно, мы также поработали с моделями двойных звезд, которые приводят к вспышкам новых и сверхновых звезд в итоге, и составили представление о том, как разные типы объектов взаимосвязаны во Вселенной.


— Мне кажется, не все взрослые могут себе представить, работы какого рода могут быть у школьников по астрономии. Если, например, с химией, физикой все более-менее ясно, то какой проект в состоянии сделать ребенок по вашему предмету?

— У ребят были работы разной степени сложности и научной значимости, презентабельности, если можно так выразиться. Для младших школьников я придумал некий описательный, созерцательный проект – поиск интересных и необычных объектов на снимках Паломарской обсерватории – на атласе неба, которым пользуются все профессионалы и любители астрономии. Мы искали не только переменные объекты, но и необычные конфигурации звезд, галактик. Ребята обнаружили очень красивую тройку галактик, которая выглядит, как созвездие Часов. Нашли несколько интересных цепочек звезд, и будет любопытно посмотреть во время презентации, кто что в ней увидит. Астрономия – это не только передовая, но и очень красивая с эстетической точки зрения наука.

Также мы искали новые объекты на старых архивных снимках. Астрономия замечательна тем, что можно делать открытия, не проводя своих собственных наблюдений, даже не имея телескопа, а просто пользуясь огромным архивом обсерваторий, которые лежат в свободном доступе в интернете. Андрей Курбатов обнаружил вспышку Красного карлика на старой Паломарской пластинке 90-х годов. Сейчас он уже, конечно, погас и недоступен для наблюдения, но, тем не менее, это тоже ранее никем не обнаруженный объект, и для  школьника, который только перешел в четвертый класс – это большая радость. Он с удовольствием готовил презентацию по этому открытию, и ему точно будет, что рассказать своим друзьям, родителям, одноклассникам.

Антон Попук работал с наблюдениями Паломарской обсерватории, а Коля Безмаркин и Рома Ситало, — с наблюдениями сети телескопов МАСТЕР. Им не повезло открыть новые объекты, но, по крайне мере, они составили представление о том, как работают современные профессиональные астрономы, что тоже очень важно для школьника, если он собирается поступать на астрономическое отделение физфака МГУ.

Самым приятным был для меня лично момент, когда четвероклассник Данила подошел и спросил, буду ли я работать в следующем году в Летней школе. Он сказал: «Я снова хочу прийти к вам на астрономический проект и опять искать новые звезды». Главное, что у многих детей, практически у всех, занимавшихся со мной, резко вырос интерес к астрономии. Они поняли, что находить новые объекты – это достаточно сложно, но реально и интересно. Когда у кого-то на экране появлялся новый объект, к нему тут же сбегалась смотреть вся группа, обсуждали, охали, ахали – в общем, наслаждались и красивыми картинками, и самим фактом открытия. Я считаю главным успехом проекта тот факт, что у многих ребят возникло желание заниматься астрономией и дальше. Уже ко мне подходили дети с просьбами дать им логин и пароль от базы данных МАСТЕРа, чтобы после окончания Школы продолжать самим искать и открывать новые объекты.

Текст и фото: Мóмот Ольга

Где находится ЛАНАТ?