«Примите участие в исследовании!» — с этими словами ко мне подбегает девочка с просьбой поучаствовать в ее исследовании. Всем добровольцам предлагается сжать в руке кистевой динамометр на несколько секунд. Девочка внимательно следит за движениями стрелки, записывает результаты в свою тетрадь и благодарит волонтера.
«Тотоша, куда ты уполз? Смотрите, он сам выбрался из аквариума!». Тотошей дети зовут альфа-самца испанского тритона, самого крупного среди своих сородичей, сидящих в других аквариумах. На курсе биологии развития, который ведет Александр Великанов, как всегда оживленно. Когда Александр — ведущий инженер на кафедре эмбриологии МГУ, берет одного вьюна, чтобы сделать ему инъекцию хорионического гонадотропина, шум голосов усиливается.
Дети наперебой заваливают его вопросами: «А куда вы колете?», «А ему не больно? Ой, жалко!», «А зачем это?». Эта операция нужна, чтобы спустя несколько дней рыбы отложили икру, а у ребят появилась бы возможность понаблюдать за развитием потомства вьюна. В беседке, где проходят занятия, девочки проводят опыты со светом над тритонами, которым они уже успели дать имена.
Несмотря на занятость Александра, нам удалось задать ему пару вопросов.
— В этом году вы преподаете у учеников младшей школы. Поэтому хотелось бы узнать, что подготовлено для ребят этого возраста, ведь биология развития – это весьма «взрослый», сложный предмет.
— Чем младше исследователь, тем более для него важны наглядные образы, тем более важна целостная картина мира, которую он получает в результате своих исследований. На самом деле, наши уроки сейчас состоят не только из биологии. Ребята получают знания по физике, химии и из некоторых других наук, и, применяя эти знания к изучаемому объекту, уже начинают делать свои работы. В данном случае мы исследуем поведение животных, например, подсвечиваем их разным светом – синим, красным и т.д.; смотрим, как животные реагируют. Попутно мы разбираем систематическое положение этого животного, разбираем, что такое свет, что такое электромагнитное излучение.
— Сейчас уже пришло время ребятам определиться с проектами, которые они будут делать. Что в основном они выбирают?
— Как я уже сказал, у нас есть проекты по изучению поведения животных. В этом году у нас имеются амфибии – испанские тритоны, вьюны – костистые рыбы. Ребятам это очень нравится, большинство людей приходит как раз посмотреть, потрогать этих замечательных животных. Помимо этого у нас есть также медицинское оборудование – кистевой динамометр и пульсоксиметр, которые используются в стационарах, в поликлиниках. Ребята их смотрят, учатся с ними работать, понимать, что такое медицинское оборудование, что такое исследование человека.
Текст и фото: Мóмот Ольга