Есть вопросы? Звоните!

+7 (499) 340 09 04

С 10 до 23 без выходных

Организатор - Лаборатория Научного Творчества СУНЦ МГУ

Майская школа 2017

Майская научно-образовательная школа 2017

Накануне майских праздников в Подмосковье стоит отличная погода. Многие едут на дачи, но для детей гораздо лучше и полезнее провести это время в компании увлеченных наукой сверстников, которую собирает ЛАНАТ!

В пансионате Звездочка в Подмосковье проходит Майская школа ЛАНАТИДА. Во время школы все ребята будут участвовать в научно-исследовательской деятельности. Каждый участник смены сможет подготовить собственный проект или инженерную разработку, которые они представят на заключительной конференции в конце смены. Помимо учебы ребят ждут конкурсы, дискотеки, квесты, театральные постановки, спартакиада, костер.

Мы будем публиковать на этой странице краткий фотоотчет, а все фотографии можно будет посмотреть на нашей странице ВКонтакте.

30 апреля. Заезд и знакомство

Первый день смены - это всегда возможность завести массу новых знакомств. Для этого вожатые провели с ребятами множество конкурсов и игр. "Звездочка" - довльно большая база с развитой инфраструктурой, поэтому знакомство с территорией, спортивными объектами и ррасположением научных лабораторий тоже вошло в наше программу.

А после обеда у нас состоялось официальное открытие смены, перешедшее в вечер знакомств, на котором ребята познакомились поближе с атлантами от науки - преподавателями и атлантами от творчества - вожатыми.

Тема майской смены - "Время, вперед!". Такое динамичное название не случайно: мы действительно собираемся многое успеть. Нас ждет путешествие по разным эпохам и странам, встреча весны, настоящий бал, театральные представления, праздник Победы. Научная составляющая также насыщенная. Участники майской смены будут готовить исследования - проекты, защита которых пройдет в конце смены.

Мы желаем всем приехавшим ребятам максимально раскрыть свой потенциал в науке и творчестве!

1 мая. Начало занятий

1 мая - День труда и прекрасная дата для начала учебных занятий. Всех, кто приехал в ЛАНАТ, ждут курсы конструирования, химии, биологии, программирования, ракетомоделирования, аналоговой и цифровой электроники.

1 мая. Холм Уснех в Ирландии

Не все знают, что 1 мая в Ирландии отмечается Белтейн - кельтский праздник начала лета, с которым связаны многие легенды. Путешествуя в машине времени, мы как раз оказались сегодня на холме Уснех. Здесь, чтобы освободить Майскую королеву, островитянам Ланатиды предстояло пройти череду испытаний, сразившись с темными силами Зимы. Те, кто справился с заданиями лучше и быстрее остальных, в награду смогли увидеть танец Майской королевы и Зеленого человечка.

2 мая. Распределяемся по лабораториям!

Научная программа набирает обороты! Сегодня каждый ланатовец выбирает себе лабораторию и проект по душе. Это именно то дело, которым им предстоит заниматься до конца смены, а поэтому к выбору следует отнестись очень серьезно. Сделать это, однако, не всегда просто, поскольку все наши курсы очень интересные, и везде можно провести крутое исследование. Поэтому некоторые ребята выбирают междисциплинарные проекты, для выполнения которых потребуются знания сразу нескольких дисциплин.

2 мая. Визитки "Цена великих целей"

Каждый гражданин Ланатиды должен одинаково хорошо проявлять себя и в науке, и в творчестве. Поэтому, чтобы получить гражданство, ребятам каждого острова нужно было подготовить небольшой спектакль на сцене нашего лагеря - визитку. Сделать это не просто, ведь спектакль должен соответствовать одновременно тематике смены, названию острова и общей теме всех визиток - "Цена великих целей". Островитяне во главе со своими атлантами действительно очень старались, много репетировали, готовили декорации, прорабатывали постановку света, подбирали музыку. Результат получился на славу: все четыре выступления были отличными: интересными по сюжету и грамотно подготовленными в техническом плане.

Мы увидели историю об ошибках прошлого и о том, что никогда не поздно что-то изменить. Посетили небольшой отель на окраине, где множество судеб были объединены одним трагическим финалом. Узнали, всегда ли человек может воспользоваться вторым шансом, который ему иногда дает судьба. Задумались о том, что значит цель для человека, и что произойдет, если ее обменять, например, на деньги.

3 мая. У биологов

Первые занятия по биологии прошли в формате экскурсии: ребята на практике познакомились с растениями, живущими на территории лагеря, узнали их имена и свойства. Нам втройне повезло. Во-первых, смена попала на удивительное и прекрасное время - буйное цветение ярких растений-эфемероидов. Во-вторых, территория пансионата представлена разными биоценозами, как лесными, так и полевыми. В-третьих, прекрасная погода позволила сделать прогулку не только познавательной, но и приятной.

Юные учёные младшего возраста прошли краткий курс работы с микроскопом, научились готовить биологические препараты и открыли для себя в капле воды невидимый ранее мир микроскопических животных - простейших. Под большим увеличением были рассмотрены и изучены различные насекомые, строение их удивительных конечностей и покровов.

Теперь, тем, кто распределился на спецкурс биологии, предстоит применить полученные навыки в самостоятельном исследовании!

3 мая. В гостях племени Майя

Сегодня на машине времени мы переместились во времена индейцев Майя. Во время праздников они носили белые одежды, красочные юбки и набедренные повязки. Руки и лица расписывались красивыми узорами, а женщины в волосах носили разнообразные украшения. Чем ярче кто-либо был одет, тем более важную персону он представлял. И, конечно, всё это действо сопровождалосьзажигательными танцами!

4 мая. Майские атлантийские игры!

Сегодня, в ЛАНАТе прошло крупное спортивное соревнование - Майские атлантийский игры. Началось оно, как и в настоящих Олимпийских играх, с эстафеты - проноса факела всеми островами (поскольку наша смена научная, факел был заранее разработан в лаборатории электроники). Соревнования по футболу, волейболу, дартс, шахматам, бадминтону, полоса препятствий - как индивидуальные, так и командные первенства оценивались и учитывались в рамках ежедневного межостровного соревнования. Кроме того, мы провели кружки, где ребята могли сделать своими руками что-то необычное: научиться рисовать на воде, лепить из воска, создать уникальный рисунок на своей одежде. А в конце каждый из островов с помощью цветных мелков представил на асфальте свою картину, посвященную ЛАНАТу и Атлантийским играм.

5 мая. Электроника, конструирование, 3Д моделирование

На Майской смене было представлено целых четыре инженерных лаборатории.

Спецкурс «Занимательная электроника» позволил школьникам сориентироваться в многогранном мире электроники и познакомиться с аналоговыми и цифровыми устройствами. Ребята смогли изучить особенности построения современных электронных средств, а также собрать интересные и полезные электронные устройства и системы различной сложности. В качестве проектов были сделаны различные детекторы и индикаторы электромагнитного поля, интеллектуальные системы управления световым климатом в жилом помещении, а также микроконтроллерные устройства робототехники. Такой «быстрый старт» позволит школьникам в дальнейшем самостоятельно продолжить свой путь настоящего инженера.

Лаборатории Конструирования и Электроники работали в этот раз совместно: первые делали механические части будущих роботов, а вторые - их "мозги", электронную начинку. В результате удалось сделать довольно интересные проекты BEAM роботов, робота-охранника, радиоуправляемые машинки и катер, а совместно с биологами - гидропонную установку дл автоматизированного выращивания растений.

На спецкурсе ракетомоделирования были подготовлены и испытаны ракеты с различными стабилизаторами и системами парашютирования.

6 мая. Химия

В начале занятий в химической лаборатории на практике были опровергнуты некоторые расхожие выражения, одним из которых было «нет дыма без огня», и распространенное мнение о том, что без спичек или зажигалки нельзя зажечь пламя; произошло знакомство с веществами, с которыми мы часто сталкиваемся, однако, их свойства и внешний вид для многих оставались тайной (ведь не каждый же день мы сталкиваемся с парами йода, имеющими, как оказалось, фиолетовый цвет). Также была проведена игра «Поле чудес», в которой юным исследователям предлагалось угадать названия некоторых образцов химической посуды.

Во время выполнения проектов был выполнен широкий спектр работ как фундаментальной, так и прикладной направленности. За одним столом выполнялись проекты по составлению слабо освещённой в науке фазовой диаграммы бинарной системы и исследованию состава и свойств средства от ржавчины. А с другой стороны стола рука об руку трудились юные исследователи, получающие новые неорганические красители и те, кто эти красители испытывал и сравнивал с органическими. В результате научной работы дети научились пользоваться аппаратом Сокслета, отличать эксикатор от дефлегматора, получили навыки препаративной работы и основы химического синтеза.

6 мая. Химия

В начале занятий в химической лаборатории на практике были опровергнуты некоторые расхожие выражения, одним из которых было «нет дыма без огня», и распространенное мнение о том, что без спичек или зажигалки нельзя зажечь пламя; произошло знакомство с веществами, с которыми мы часто сталкиваемся, однако, их свойства и внешний вид для многих оставались тайной (ведь не каждый же день мы сталкиваемся с парами йода, имеющими, как оказалось, фиолетовый цвет). Также была проведена игра «Поле чудес», в которой юным исследователям предлагалось угадать названия некоторых образцов химической посуды.

Во время выполнения проектов был выполнен широкий спектр работ как фундаментальной, так и прикладной направленности. За одним столом выполнялись проекты по составлению слабо освещённой в науке фазовой диаграммы бинарной системы и исследованию состава и свойств средства от ржавчины. А с другой стороны стола рука об руку трудились юные исследователи, получающие новые неорганические красители и те, кто эти красители испытывал и сравнивал с органическими. В результате научной работы дети научились пользоваться аппаратом Сокслета, отличать эксикатор от дефлегматора, получили навыки препаративной работы и основы химического синтеза.

6 мая. Весенний бал

Сегодня вечером в Ланатиде состоялось красочное мероприятие - бал. Все вместе ребята готовились к балу, учили традиционные бальные танцы, чтобы во всей красе показать себя сегодня вечером. И им это удалось!

Также на балу принимали участие дебютанты и дебютантки - лучшие из лучших, ребята из разных отрядов, прошедшие конкурс нашего жюри. Они показали себя самыми интеллигентными, образованными и эрудированными, а потому именно им выпала честь открывать бал и принять участие в соревновании на лучшую пару вечера - Короля и Королеву бала.

На балу танцевали кадриль, польку-тройку, конский бранль и много других танцев, всем получили огромное удовольствие, а в конце бала ребята выбрали Короля и Королеву - ими стали Извеков Иван и Екатерина Ковалькова. Второе место заняли Тихановский Дмитрий и Новикова Полина, а третье - Зусин Борис и Метелева Алиса. Поздравляем!

7 мая. Программирование

На этот раз курс программирования был посвящен разработке различных прикладных приложений и веб-служб. Сначала мы научились создавать 2D игры, программировать их, изучили основные понятия в этой области. После этого ребята принялись за создание проектов, начиная простыми ботами сети Вконтакте для поиска картинок и заканчивая многопользовательскими играми прямо в мессенджерах. На проектной части курса дети познакомились с современными API различных сервисов и научились с ними работать.

8 мая. Защита проектов

Вот и настал самый ответственный день, к которому участники школы ЛАНАТ готовились на протяжении всей смены - защита проектов. Ребята не только подготовили стенды, но и смогли представить свои экспериментальные установки. В конференции помимо членов жюри из числа преподавателей ЛАНАТа участвовали родители и представители бизнеса.

Во второй части конференции, которая прошла после обеда, были представлены лучшие доклады каждого научного направления. Среди них были: гидропонная установка для выращивания растений без почвы, химическая грелка, самодельная ракета с системой парашютирования, робот-охранник, механический кодовый замок. Все работы были очень интересными и вызвали массу вопросов из зала.

9 мая. День Победы и закрытие смены

Традиционно, этот Великий праздник мы отмечаем в лагере просмотром Парада, а вечером проводим большое костровое мероприятие, посвященное Победе.

Сегодняшний праздник можно назвать двойным: ребята получили награды по целому ряду номинаций, в зависимости от того, как они проявили себя во время смены. Так, мы провели церемонию вручения премий "Оскар" за снятые и смонтированные детьми видеоматериалы, выдали дипломы за подготовленные научные проекты, подвели итоги межостровного соревнования. А самая почетная награда - оставить отпечаток своей ладони в скрижали ЛАНАТИДы - досталась выдающимся атлантам - самым ярким и творческим представителям каждого острова.

Наша смена подошла к концу, но программа ЛАНАТ продолжается, и  мы будем рады видеть всех ребят участниками наших будущих лабораторий и проектов!

Подписка на Майская школа 2017